vk

tzar vopros

blind

Этика и деонтология

При выборе будущей специальности каждый из нас, как правило, молодой человек стремится получить одну из самых престижных и популярных профессий и быть через несколько лет востребованным, высокооплачиваемым специалистом. Для того, чтобы не ошибиться на начальном этапе, стоит учесть тот факт, что тип востребованных профессий меняется каждые пять лет, а сама востребованность зависит от многих факторов, таких как: политическая и экономическая ситуация в стране, технологический процесс развития определенного региона. Поэтому, связывая свою жизнь с конкретной профессией, необходимо хорошо обдумать и проанализировать ее особенности, а также возможные совмещения выбранной профессии с какой-либо другой.

В настоящее время в мире насчитывается более 40тысяч специальностей, но профессия медицинского работника на протяжении многих лет прочно удерживается в первой десятке. Однако, несмотря на такую популярность данной профессии, по-прежнему есть хорошие и плохие медицинские работники, хотя последних не должно быть вообще, так как недобросовестная, бездушная работа медика отражается на здоровье, жизни и благополучии другого человека.

В современных условиях все острее встает вопрос о необходимости выработки критериев приема в медицинские образовательные учреждения с учетом устойчивости интереса и пригодности абитуриентов к избираемой специальности. Устойчивость интереса к медицинской профессии определяется по тому, является ли для человека желание заниматься медициной неосознанным, сиюминутным или это желание, превратившееся в стремление посвятить жизнь избранной профессии.

Человек, выбравший профессию медицинского работника, должен иметь к ней призвание, "единственное настоящее чувство в жизни - это сочувствие", - говорят французы. И когда это сочувствие как свойство личности становится потребностью, можно считать, что у человека есть главное условие успешного овладения профессией медицинского работника.

Сейчас актуальным становится обсуждение вопросов: кто должен идти в медицину? Кто лучше справится со своими обязанностями? Важен и необходим психологический

Например, молодой специалист прекрасно знает, электрокардиографию, ультразвуковые методы диагностики, успешно оказывает помощь при неотложных состояниях тяжелобольным, которые раньше были обречены, по алгоритму, умеет оживлять пациентов в состоянии клинической смерти. Но вместе с тем, молодой специалист может не понимать, как много значат иногда всего лишь несколько минут разговора с пациентом. Он может не знать и не догадываться о силе"медицинского" слова и загубить больного неосторожной рекомендацией.

Но самое страшное, когда медицинский работник груб. Это антипрофессионально. Больной имеет право на резкость, потому что он больной, он страдает. Медицинский работник такого права на грубость, резкость, безразличие не имеет никогда, ни при каких обстоятельствах.

Проблема профессиональной этики - это проблема здоровья миллионов. Быть медицинским работником- это значит обладать огромным влиянием на людей, и пользоваться им надо мудро, ответственно и человечно.

Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми.

Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению. При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет хороший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека. В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.

Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соцролями. Однако, врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.

Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.

Такие понятия, как "право на жизнь", "право на смерть", "право врача", "право пациента", "информированное согласие", "клонирование", "эвтаназия" и т.д.

Итак этика - наука о сущности морали. Мораль -один из регуляторов поведения человека, регламентирующий нормы общения как в обыденной, так и в профессиональной среде.

Грубое слово медика способно убить человека, но виновник за это не будет судим, разве что понесет административное наказание или понижение в должности.

Как ни странно, но на сегодня нет этических кодексов педагога-медика и медика-исследователя. Отчасти это объяснимо тем, что только в 1982 году был разработан документ, регламентирующий профессионально-должностные обязанности медицинского персонала

От профессионализма врача, его интеллекта, мировоззрения, гражданской позиции зависит успех врачевания. Обычно, когда говорят о врачебной этике, рассматривают следующие вопросы: врач и больной, врач и общество, врачебная тайна, врачебная ошибка, этические проблемы, вызванные к жизни НТР, и др.

В медицине же очень часто призывают любить больного. С моей точки зрения, призыв ненужный и, главное, неисполнимый. Медработник обязан честно исполнять профессиональный долг, защищать права человека, облегчать его участь и только. Очень часто мы не любим даже близких нам людей, так что тогда говорить о любви к посторонним. Деонтологические требования меняются. Но иногда мы волюнтаристски подходим к регламентации таких норм.

Печать E-mail

 
        banner pgu 245x97